Ханс Хольбейн
Ganz Holbein
1497 Аугсбург - 29.11.1543 Лондон
Краткая информация:
немецкий живописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521; «Моретт», ок. 1534-35).
Биография Ханса Хольбейна
Канва жизни
Родился в семье известного живописца Ханса Хольбейна, называемого Старшим (около 1465-1524). В 1515-26 работал в Базеле, где сблизился с местными учеными-гуманистами, в том числе с Эразмом Роттердамским, который рекомендовал его своему другу Т. Мору, советнику английского короля Генриха VIII, и в 1526 молодой художник отправился в Лондон. В 1528 вернулся в Базель. С 1532 он снова в Лондоне, где в 1536 стал придворным художником Генриха VIII.
Графика
В работах Хольбейна-отца позднеготическая традиция соседствовала с пристальным вниманием к натуре (остался ряд портретов его работы, а также около 150 портретных рисунков); любовь к скрупулезной работе с натуры он привил и сыну, будучи его учителем. Большое значение для обоих имел и опыт нового нидерландского искусства с его поэтическим натурализмом.Хольбейн-сын был весьма разносторонним мастером — он создавал алтарные картины, декоративные росписи, делал эскизы для витражей и ювелирных изделий. Но самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков «Пляска смерти» (около 1525). Являясь в виде ожившего скелета к представителям разных сословий, смерть предстает здесь — в духе философии гуманизма — как праведный судия, всем воздающий по заслугам; в серии преобладает не зловещий гротеск, но чувство естественного круговращения жизни, чему способствует и тончайшее мастерство, в равной мере чуткое и к острой детали, и к общему ритму, неодолимо-закономерному, как сама Природа, принявшая обличье Смерти.Среди лучших работ Хольбейна-рисовальщика — серия иллюстраций к Библии (1528-32; обе серии, переведенные в гравюру на дереве Х. Лютцельбургером, были изданы в 1538 в Лионе).
Алтарные композиции и портреты
К шедеврам искусства Возрождения принадлежат также лучшие алтарные картины Хольбейна Младшего — «Христос в гробовой нише» (или так называемый «Мертвый Христос»,1521, Публичное художественное собрание, Базель) и «Мадонна бургомистра Майера» (1525-26, Дворцовый музей, Дармштадт). В первой, где всецело доминирует мотив смертного оцепенения и загробного мрака, поражает идея всевластия Природы, вовлекшей в свой круговорот даже Богочеловека (картина произвела шоковое впечатление на Ф. М. Достоевского, засвидетельствованное в его романе «Идиот»). Вторая, напротив, празднична и мажорна, ясным, умиротворенным строем своим сближается с алтарной живописью итальянского Ренессанса.Но все же в историю мирового искусства Хольбейн Младший вошел в первую очередь как гениальный портретист [«Эразм Роттердамский» (1523, Лувр; другой вариант — 1528-32, Публичное художественное собрание, Базель), «Никлас Кратцер» (1528, Лувр), «Семья художника» (1528-29, Публичное художественное собрание, Базель), «Георг Гисе» (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Французские послы Жан де Дентвилль и Жорж де Сельв» (1533, Национальная галерея, Лондон), «Шарль де Солье, сир де Моретт» (1535, Картинная галерея, Дрезден), «Королева Джейн Сеймур» (1536, Художественно-исторический музей, Вена), «Генрих VIII» (1539-40, Национальная галерея, Рим)].По мере того, как королевский художник вытесняет в Хольбейне бюргера, горожанина, его образы становятся все более торжественными и репрезентативными, однако возвышенный идеал, гуманистический или придворный, всегда неразрывно связан у него с естественностью характера, повадки, быта, выраженной с детальной точностью. В этих произведениях, сочетающих четкую, обобщенную строгость рисунка и замысла с изысканной разработкой фактуры одежд, украшений, предметных деталей, мастер наиболее классичен и гармонически ясен. Поэтому его творчество порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма.