художник картина
Портрет Исаака Ильича Левитана

Исаак Ильич Левитан

Isaac Iljich Levitan

18.08.1860 Кибарты, ныне Кибартай (Литва) - 22.08.1900 Москва

Из истории живописи: Передвижники

Картины Исаака Ильича Левитана [18 картин]


Краткая информация:

Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

Биография Исаака Ильича Левитана

Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов. В очерке Левитана «По поводу смерти А. К. Саврасова» (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» — с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

«Пейзаж настроения»

Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его собственная личность — чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.

Россия Левитана

Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885-89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891-95; все — Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам — напр., картине «У омута» (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина «Русалка», — особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893-94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна — большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им — лишь с помощью колорита, без всяких фантазий — подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является — наперекор смертельной болезни — едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи.

Левитан и Чехов

Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее», — и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы.Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

Известные картины Исаака Ильича Левитана :

Левитан, Исаак Ильич. Март

Март. Левитан 1895 г.

Левитан, Исаак Ильич. Осенний день. Сокольники

Осенний день. Сокольники. Левитан 1879 г.

Левитан, Исаак Ильич. Золотая осень. Слободка

Золотая осень. Слободка. Левитан 1889 г.

Левитан, Исаак Ильич. Вечер на Волге

Вечер на Волге. Левитан 1887-1888 г.

Левитан, Исаак Ильич. Над вечным покоем

Над вечным покоем. Левитан До 1894 г.

Левитан, Исаак Ильич. Владимирка

Владимирка. Левитан 1892 г.

Левитан, Исаак Ильич. После дождя. Плёс

После дождя. Плёс. Левитан 1889 г.

Левитан, Исаак Ильич. Вечер. Золотой Плес

Вечер. Золотой Плес. Левитан 1889 г.

Левитан, Исаак Ильич. Осенние листья

Осенние листья. Левитан 1879 г.

Левитан, Исаак Ильич. У омута

У омута. Левитан 1892 г.

Левитан, Исаак Ильич. Лесные фиалки и незабудки

Лесные фиалки и незабудки. Левитан 1889 г.

Левитан, Исаак Ильич. Автопортрет

Автопортрет. Левитан 1890-е г.

Левитан, Исаак Ильич. Сумерки

Сумерки. Левитан 1900 г.

Левитан, Исаак Ильич. Летний вечер

Летний вечер. Левитан 1899 г.

Левитан, Исаак Ильич. Тишина

Тишина. Левитан 1898 г.

Левитан, Исаак Ильич. На севере

На севере. Левитан 1896 г.

Левитан, Исаак Ильич. Бурный день

Бурный день. Левитан 1897 г.

Левитан, Исаак Ильич. Последние лучи солнца

Последние лучи солнца. Левитан 1899 г.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше


в дубаи   Производство мебели - . Санкт-Петербург.


       картины по номерам