художник картина

Владимир Иванович Паталаха

Vladimir Ivanovich Patalakha

25.07.1918 Феодосия, Крым - 14.10.2005 Керчь, Крым

Из истории живописи: Реализм



Краткая информация:

«Моя жизнь не столь уж драматична, если сравнить ее с судьбой сотен людей искусства, не нашедших понимания, поддержки, затравленных, спившихся от безысходности, сгинувших на войне или в ГУЛАГе».

Биография Владимира Ивановича Паталаха

Владимир Паталаха родился в 1918 году в городе Феодосия (Крым). Незаурядные способности к рисованию проявились с детства. Он также любил музыку: хорошо пел, играл на гитаре и мандолине. Увлекался спортивной гимнастикой. Началась война. Как и все наши люди на оккупированной территории пережил принудительные работы, холод и голод. После освобождения Крыма служил в армии. Пытался поступить в один из московских институтов на художественное отделение. Принят не был. Вердикт медиков был суров: с монокулярным зрением художником быть не может (вследствие тяжёлой болезни в детстве не видел одним глазом). Вернувшись в Крым, в 1948 году поступает в музыкальное училище г. Симферополя и одновременно работает певцом в филармонии. Но простудился, потерял голос, и училище пришлось оставить. В 1949 году поступает в Симферопольское художественное училище и в 1951 году успешно его заканчивает. В то время училище давало высокий уровень подготовки для тех, кто по-настоящему хотел постичь тайны живописи. К этому времени появилась своя семья. Тяги к преподаванию в школе не было, поэтому деятельность как художника ограничивалась случайными заработками. Работу в мастерских художественного фонда ему не давали, так как требовалась протекция и институтский диплом. Художник не оставляет попыток работать творчески и в 1958 году едет по живописным местам Крыма, где пишет свои первые работы: «Утро в Голубой бухте», «Лаванда цветёт», «Море у Судака» и другие. В них уже видны и романтическая натура автора, и мастерство: тонкая разработка цветовых отношений, сложная лессировочная техника.

Весной 1959 года Владимир Паталаха едет на Волгу, где создаёт серию волжских пейзажей: «Волжский затон», «Город Плёс на закате дня», «Волжский берег» и др. В начале лета 1960 года он вновь на Волге, где пишет такие пейзажи как «Баржи на Волге», «Весна на Суре», «Затон в Васильсурске». В них -- и пробуждение природы, и весеннее половодье, русские деревни, сельские храмы. В то время как другие художники отражали на своих холстах успехи пятилеток, его душа откликалась на другое: его волновала и вдохновляла природа. А выставлять свои картины на выставках живописец не мог. «Нет должного идейного уровня» - твердили чиновники от искусства – «кому нужны эти ваши пейзажи?. Народу это не надо». И народу это не показывали. Приходилось, чтобы как-то жить, перебиваться дешёвыми заказами. В один из трудных для себя моментов художник едет в Москву. Много талантливых людей связывали с этим городом свои надежды. В его жизни столица сыграла добрую роль. Два известных художника – Порфирий Крылов (из Кукрыниксов) и профессор живописи Борис Яковлев, посмотрев его картины и услыхав невесёлый рассказ о крымских мытарствах, написали рекомендательное письмо, необходимое для вступления в члены Союза художников. Там были такие строки: «Познакомившись с работами Паталаха Владимира Ивановича, мы убедились в том, что многие из них свидетельствуют об его несомненном таланте и профессиональном качестве. Его небольшие пейзажи проникнуты глубоким чувством, серьёзным и вдумчивым отношением к изображению родной природы. Художник хорошо чувствует цвет и обладает развитым вкусом». Несколько волжских работ приобрела закупочная комиссия при худфонде СССР в Москве.

Возвратившись в Крым, художник не добился перемены участи. И тогда он решил уехать. Вместе с семьёй переезжает в Среднюю Азию (в Киргизию, в город Ош, где были открыты художественные мастерские). Но и там было не легче: те же интриги с выставками и заказами. Да и можно ли было уйти от системы? От тех лет остались досадные воспоминания о невостребованности творчества, о поисках работы и картины. Там был написан цикл работ, посвященный двум самым красивым озёрам Киргизии – Сары-Челеку и Иссык-Кулю. Есть пейзажи, запечатлевшие предгорья Тянь-Шаня, урочище Кызыл - Унгур с уникальными ореховыми лесами, водопад заповедника Арслан- Боб. Природа всегда утешала и врачевала. В Киргизии происходит окончательное становление Владимира Паталаха как большого мастера пленэрной живописи.

Все работы художника написаны в свойственной ему реалистической манере, в технике полулессировки (когда полупрозрачные слои красок неоднократно наносятся на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита). В 1989 году художник возвратился на родину в Крым. Пишет ряд картин «Цветы Крыма». Здесь состоялась единственная персональная выставка его работ в Симферопольском Художественном музее (1998 год). Она была приурочена к 80-летию со дня рождения пейзажиста. Вот один из отзывов о той выставке: «Владимир Иванович! Много лет я не была на выставках в силу семейных обстоятельств. Попав на Вашу выставку, душа моя ожила. Ваши пейзажи доставили мне много радости, как будто я вновь вернулась в горы, сижу на берегу моря у скал. Ваши цветы настолько живые, хочется взять букет и унести с собой. Спасибо за Вашу чистую душу, которая выражена в Ваших картинах. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни. Н.С. Скляренко, г. Симферополь» Его земной путь окончился 14 октября 2005 года. До последних дней, несмотря на болезнь, плохое зрение, он не утратил интереса к жизни, к искусству. Он не был оценен своим временем, но никогда не жаловался на судьбу. Он говорил: «Моя жизнь не столь уж драматична, если сравнить ее с судьбой сотен людей искусства, не нашедших понимания, поддержки, затравленных, спившихся от безысходности, сгинувших на войне или в ГУЛАГе». Единственное, о чем он сожалел, что время ушло, а многое не успел, не воплотил, не создал. «Эта красивость никому не нужна», - язвили приверженцы модернизма. «Красота всегда будет нужна людям», - утверждал мастер.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше


Полезное:


       картины по номерам