художник картина
Портрет Ивана Николаевича Крамского

Иван Николаевич Крамской

Ivan Nikolaevich Kramskoj

08.06.1837 Острогожск, ныне в Воронежской области - 24.03.1887 Санкт-Петербург

Из истории живописи: Передвижники

Картины Ивана Николаевича Крамского [65 картин]


Краткая информация:

Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Н. Толстой», 1873; «Некрасов», 1877-78) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).

Биография Ивана Николаевича Крамского

Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась «многопрофильно» —типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге.

Начало пути в искусстве

Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого «бунта четырнадцати» (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается «не краской и кистями, а нервами» (сам Крамской о Д. Веласкесе из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит «тенденциозность», то есть умение испытывать «любовь и ненависть» к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем «тенденциозной» активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского.

Портреты

Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова «в период «Последних песен» (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все —Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба —Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского [«Полесовщик», 1874, там же; «Крестьянин с уздечкой» («Мина Моисеев»), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.

Сюжетная живопись

Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника —неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский», Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные темы» —такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь», 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным «Осмотр старого дома», 1873), смерть («Неутешное горе», 1884; все —Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в «Лунной ночи», 1880, или «Неизвестной», 1883; оба —там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма.Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), — самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин.

Известные картины Ивана Николаевича Крамского :

Неизвестная. Крамской

Крамской, Иван Николаевич. Неизвестная

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской. Крамской

Крамской, Иван Николаевич. За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской

Мина Моисеев. Крамской

Крамской, Иван Николаевич. Мина Моисеев

Лунная ночь. Крамской

Крамской, Иван Николаевич. Лунная ночь

Майская ночь. Крамской

Крамской, Иван Николаевич. Майская ночь

Семья художника. Крамской

Крамской, Иван Николаевич. Семья художника

Портрет художника Федора Александровича Васильева. Крамской

Крамской, Иван Николаевич. Портрет художника Федора Александровича Васильева

Н. А. Некрасов в период "Последних песен". Крамской

Крамской, Иван Николаевич. Н. А. Некрасов в период "Последних песен"

Автопортрет. Крамской

Крамской, Иван Николаевич. Автопортрет

Музеи с работами художника:

  • Воронеж. Воронежский областной художественный музей
  • Воронеж. Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
  • Кострома. Костромской областной музей изобразительных искусств
  • Курск. Областная картинная галерея им. А. А. Дейнеки
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Государственный Русский музей
  • Санкт-Петербург. Научно-исследовательский институт Российской Академии художеств
  • Санкт-Петербург. Петербургский университет






       картины по номерам