художник картина
Портрет Джеймса Уистлера

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер

James Abbot McNeill Whistler

10.07.1834 Лоуелл Массачусетс - 17.07.1903 Челси, под Лондоном

Из истории живописи: Импрессионизм



Краткая информация:

американский живописец. Был близок к французским импрессионистам. Портреты и пейзажи отличаются острой наблюдательностью, тонким колористическим мастерством, оригинальностью композиции (портрет матери, 1871).

Биография Джеймса Уистлера

Уистлер в полной мере соответствовал распространенному представлению о том, как должен выглядеть настоящий художник. Переехав из тихой Америки в богемную Европу, он не только не затерялся здесь, но даже приобрел широкую известность благодаря своему вызывающему поведению и оригинальным работам.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер родился 9 ноября 1834 года в Лоуэлле, штат Массачусетс. Отец Джеймса, Джордж Вашингтон Уистлер, долгое время был армейским офицером. Демобилизовавшись из армии в 1833 году, он стал гражданским инженером-железнодорожником. Его вторая жена, Анна Мак-Нейл, происходила из семьи шотландских переселенцев. Джеймс был ее старшим сыном, любимцем и баловнем. Уистлер был известен своим пристрастием к театральным эффектам, что хорошо заметно по этой его фотографии. Работа Уистлера-старшего предполагала частые переезды. В 1843 году семейство совершило почти непредставимое по тем временам путешествие: Уистлеры перебрались в Россию, в Санкт-Петербург, где глава семьи должен был принять участие в постройке железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. В апреле 1849 года отец будущего художника скончался от холеры. Осиротевшая семья возвратилась в Америку. Здесь Уистлеры поселились в городке Помфрете, штат Коннектикут. В 1851 году Джеймс поступил в знаменитую военную академию в Вест-Пойнте. Достаточно скоро выяснилось, что у юноши нет никаких данных для военной карьеры. Уистлер не успевал по многим предметам, регулярно проваливал экзамены, имел многочисленные дисциплинарные взыскания. В июне 1854 года он был исключен из академии. Узнав об этом, будущий художник со свойственным ему сарказмом заметил: "Как камню не дано превратиться в газ, так и мне не суждено стать генерал-майором". Единственным предметом, по которому Уистлер давал фору своим соученикам, было рисование. Освоив азы рисунка, он некоторое время трудился в Геодезической службе США в Вашингтоне, но вскоре ему прискучило составлять карты, и через три месяца молодой человек оставил эту работу.

В 1855 году Уистлер отправился в Париж, твердо решив добиться успеха на поприще искусства. Там он поступил в мастерскую швейцарского живописца Шарля Глейра (1808-1874), привлеченный не столько манерой мастера, сколько царившей в мастерской свободной атмосферой. Уистлер с головой погрузился в богемную жизнь. Этому способствовала возможность не заботиться о хлебе насущном - молодой художник регулярно получал довольно солидные деньги от любящей матери. Разумеется, при таком образе жизни становление манеры Уистлера протекало неторопливо. Его первое большое полотно, "За роялем", было отвергнуто приемной комиссией Салона 1859 года. На выставку попали лишь два его офорта, встретившие положительную, но весьма сдержанную оценку. После этого художник решил уехать в Лондон и там начать все заново, с чистого листа. В английской столице ему удалось сделать первые шаги к успеху. В 1860 году его многострадальная картина "За роялем" была представлена на выставке Королевской академии. Начинался один из самых плодотворных периодов в жизни художника. Правда, уже следующая его картина, "Симфония в белом №Г. Девушка в белом" не снискала одобрения маститых критиков. Комиссии Королевской академии и парижского Салона забраковали ее. Но Уистлер не растерялся. Он выставил свою работу в Салоне отверженных 1863 года (в том самом, где был выставлен и "Завтрак на траве" Эдуара Мане). Официальная критика бесновалась. Артистическая публика с восторгом говорила о "новом слове в искусстве". С этого момента Уистлер становится все более известной фигурой в богемных кругах французской и британской столиц. В Лондоне он знакомится с Данте Габриэлем Россетти (1828-1882), известным художником-прерафаэлитом, и с Альбертом Муром (1841-1893), одним из лидеров группы художников-эстетов. Оба они оказали сильное влияние на манеру Уистлера. Но, несмотря на общение с близкими по духу художниками и очевидный успех, Уистлер был недоволен собой. "Я переживаю ужасную депрессию, - говорил он. - Каждый день одно и то же - работа, работа. При этом я все делаю так медленно... Наверное, это потому, что я больше стираю, чем пишу". Возможно, одной из причин депрессии было чувство вины, мучившее художника. Ведь именно в эти годы (1861-1865) в Америке шла ожесточенная Гражданская война. Однокашники Уистлера по академии в Вест-Пойнте проливали свою кровь на полях сражений, а он вел разговоры об искусстве в артистических гостиных. В 1865 году Уистлера навестил его брат, Уильям, служивший полевым хирургом в армии конфедератов. Он-то, скорее всего, и убедил его в необходимости "заняться делом". В 1866 году художник отправился в Вальпараисо, намереваясь примкнуть к повстанцам, боровшимся за освобождение от испанского владычества. Этот донкихотский поступок Уистлера обернулся фарсом. Художник явился к шапочному разбору - война к моменту его прибытия в Вальпараисо закончилась. Написав в Чили несколько картин, Уистлер возвратился в Англию.

В последующие несколько лет манера Уистлера приобрела черты зрелости и самобытности. В 1870-х годах он написал серию "Ноктюрнов", которые считаются вершиной его творчества. В те же годы к художнику стали обращаться влиятельные и богатые лица с просьбой написать их портреты. Одним из постоянных его заказчиков был ливерпульский судовладелец Фредерик Лиланд (1831-1892).

Уистлер написал ряд портретов семьи Лиландов, создавал росписи для многочисленных особняков, принадлежавших этому семейству. Правда, его отношения с Лиландом постоянно омрачались ссорами (художник "прославился" своим тяжелым характером). История с оформлением так называемой "Комнаты павлинов", столовой в лондонском доме Лиландов, положила конец этому знакомству. Летом 1876 года, пользуясь отсутствием хозяина, Уистлер, которому было поручено реставрировать столовую, полностью переделал ее. Лиланду новый (весьма экстравагантный) облик столовой пришелся не по вкусу. Он уплатил художнику лишь часть полагавшегося ему вознаграждения и навсегда запретил ему переступать порог своего дома. Последней каплей в чаше терпения судовладельца стало то, что Уистлер показал свою работу друзьям (то есть - позвал в дом толпу незнакомых людей, не дождавшись разрешения хозяина). В следующем году Уистлер ввязался в новую, еще более скандальную, историю, когда подал в суд на знаменитого искусствоведа Джона Рескина, неодобрительно отозвавшегося о его произведениях. В результате художник выиграл процесс, однако затянувшееся судебное разбирательство совершенно его разорило. В мае 1879 года Уистлера объявили банкротом. С молотка пошли его дом, богатейшая коллекция фарфора и некоторые картины. Художник уехал в Венецию. Несколько работ маслом и офорты, созданные Уистлером в Венеции, вернули ему признание публики и несколько поправили его финансовое положение.

В 1888 году Уистлер женился на некоей Беатрисе Гудвин. Прожили вместе они очень недолго - через четыре года Беатриса умерла. В 1891 году Торговая корпорация Глазго приобрела за 1000 гиней уистлеровский "Портрет Томаса Карлейля". В том же году Люксембургский музей в Париже купил у Уистлера картину "Портрет матери художника", а спустя еще несколько месяцев художник был удостоен ордена Почетного легиона. Он продолжал писать, путешествовать (и даже судиться), но здоровье его постоянно ухудшалась. Жизнь клонилась к закату. Развязка наступила 17 июля 1903 года - в этот день Уистлер скончался в своем лондонском доме от сердечного приступа. Спустя два дня его похоронили на кладбище Чизвик, на западной окраине английской столицы.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше


Полезное:


       картины по номерам