художник картина
Портрет Эдгара Дега

Эдгар Дега

Edgar Degas

19.07.1834 Париж - 27.09.1917 Париж

Из истории живописи: Импрессионизм

Картины Эдгара Дега [85 картин]


Краткая информация:

французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Картины отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»).

Биография Эдгара Дега

Родился в состоятельной семье банкира де Га. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. В 1855-60 пять раз был в Италии, копировал Рафаэля, Д. Беллини, Тициана и других художников. Пишет портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей» (1855, Музей искусства, Смит Колледж, Нортхемптон); «Автопортрет» (1857, офорт); «Семья Беллели» (1860-62, Музей Орсе, Париж); «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон). Наряду с влиянием Энгра в работах Дега ощутима связь с традициями французского Ренессанса. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам — фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства.В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др.: их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Однако он не все принимает в их методе. Так, работа под открытым небом не привлекает его: он делает на пленэре наброски, но картину предпочитает заканчивать в мастерской. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Он стремится передать мнгновенное, неуловимое движение — отсюда его интерес к миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей.Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства — линия, быстрая, точная, стремительная. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж); «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон); «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж); «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине); «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж); блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж); «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва).Но театр не всегда феерия и волшебство, порой это рутина репетиций, усталость: «Репетиция балета на сцене» (около 1876-77, пастель, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен); «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция); «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Дега тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Картины его кажутся случайно выхваченными из потока жизни сценами, но «случайность» эта — плод продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчеркивает непосредственность впечатления.Дега много путешествовал по Франции, побывал в Бельгии, в Америке у родственников матери в Нью-Орлеане: «Хлопковая контора» (1873, Музей изящных искусств, По). Но главное место его наблюдений — Париж. Здесь он создает «Абсент» (1876), «Гладильщиц» (1884; обе Музей Орсе, Париж). Во время Франко-прусской войны, в которой Дега принимал участие, художник простудился и стал терять зрение. Последние годы он обратился к скульптуре, оставив ряд прекрасных произведений, посвященных любимым и хорошо знакомым темам — кони, балет: «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж), «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза, там же).

Известные картины Эдгара Дега :

Голубые танцовщицы. Дега

Дега, Эдгар. Голубые танцовщицы

Балетный класс Оперы на улице Пелетье. Дега

Дега, Эдгар. Балетный класс Оперы на улице Пелетье

Маленькая девочка на пляже с бонной, расчёсывающей ей волосы. Дега

Дега, Эдгар. Маленькая девочка на пляже с бонной, расчёсывающей ей волосы

Четыре танцовщицы. Дега

Дега, Эдгар. Четыре танцовщицы

Натюрморт с ящерицей. Дега

Дега, Эдгар. Натюрморт с ящерицей

После ванны. Дега

Дега, Эдгар. После ванны

Стоящая на коленях женщина. Дега

Дега, Эдгар. Стоящая на коленях женщина

Балетная сцена. Дега

Дега, Эдгар. Балетная сцена

Автопортрет. Дега

Дега, Эдгар. Автопортрет

Музеи с работами художника:


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше


Полезное:


       картины по номерам