художник картина
Портрет Диего Веласкеса

Диего Веласкес

Diego Velasquez

06.06.1599 Севилья - 06.08.1660 Мадрид

Из истории живописи: Барокко

Картины Диего Веласкеса [64 картины]


Краткая информация:

испанский живописец. Придворный живописец Филиппа IV (с 1623). Картины на религиозные, мифологические («Вакх», ок. 1628-29), исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, сцены из народной жизни («Завтрак», ок. 1617-18), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656), правдивые и поэтичные сцены труда («Пряхи», 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

Биография Диего Веласкеса

Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера. Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворным художником с исключительным правом писать портреты короля. Занимал различные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в 1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени, входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев, а также пополнение королевских собраний произведениями искусства. Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины».

Севильский период. Бодегоны

Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon — трактир, харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. 1617-18, Эрмитаж; сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Старая кухарка», ок. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. 1621 — обе музей Веллингтон, Лондон). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо); «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон).

Мадридский период

Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты («Вакх» или «Пьяницы», 1628-1629, «Кузница Вулкана», 1630 — обе в Прадо), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности.

«Сдача Бреды»

Картина «Сдача Бреды» (1634, Прадо, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда — смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем — на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами.

Портреты 1630-40

Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии — так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. 1632, Картинная галерея, Дрезден), итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом «Дама с веером» (ок. 1648, галерея Уоллес, Лондон).В портретах королевских карликов и шутов Веласкес снепредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма («Барбаросса», 1636-38; «Эль Бобо дель Кориа», ок. 1637-39; «Эль Примо», 1644; «Себастьяно дель Морра», ок. 1643-44; «Мальчик из Вальескаса», ок. 1644, «Хуан Австрийский», начало 1650-х гг. — все Прадо). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо,), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа — грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом» (до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.

В Италии

Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный успех. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50; Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских художественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво!») стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его без конца копировали.

Портреты 1650-х гг.

1650-е гг. — время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфанта Мария Тереза, 1651, собрание Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей истории искусства, Вена; инфанта Маргарита, 1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660, Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена). Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне).Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины» («Фрейлены», 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. картина обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. В «Менинах», картине, наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой по замыслу картине «Пряхи» сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.

Известные картины Диего Веласкеса :

Веласкес, Диего. Менины (автопортрет с членами королевской семьи)

Менины (автопортрет с членами королевской семьи). Веласкес 1656-1657 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанты Маргариты в восьмилетнем возрасте

Портрет инфанты Маргариты в восьмилетнем возрасте. Веласкес 1659 г.

Веласкес, Диего. Завтрак

Завтрак. Веласкес Около 1618 г.

Веласкес, Диего. Сдача Бреды

Сдача Бреды. Веласкес 1634-1635 г.

Веласкес, Диего. Христос в доме Марии и Марфы

Христос в доме Марии и Марфы. Веласкес 1618 г.

Веласкес, Диего. Христос в Эммаусе

Христос в Эммаусе. Веласкес 1618 г.

Веласкес, Диего. В саду виллы Медичи в Риме

В саду виллы Медичи в Риме. Веласкес Около 1630 г.

Веласкес, Диего. Старая повариха

Старая повариха. Веласкес Около 1618 г.

Веласкес, Диего. Крестьянский завтрак ("El Almuerzo")

Крестьянский завтрак ("El Almuerzo"). Веласкес Около 1618-1619 г.

Веласкес, Диего. Венера с зеркалом (Венера Рокебю)

Венера с зеркалом (Венера Рокебю). Веласкес Около 1644-1648 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанты Маргариты

Портрет инфанты Маргариты. Веласкес Около 1659 г.

Веласкес, Диего. Триумф Вакха

Триумф Вакха. Веласкес 1629 г.

Веласкес, Диего. Прядильщицы (Миф об Арахне)

Прядильщицы (Миф об Арахне). Веласкес 1644-1648 г.

Веласкес, Диего. Поклонение волхвов (эпифания)

Поклонение волхвов (эпифания). Веласкес 1619 г.

Веласкес, Диего. Продавец воды из Севильи

Продавец воды из Севильи. Веласкес 1622 г.

Веласкес, Диего. Конный портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса

Конный портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса. Веласкес 1632-1633 г.

Веласкес, Диего. Портрет папы Иннокентия Х

Портрет папы Иннокентия Х. Веласкес 1650 г.

Веласкес, Диего. Портрет придворного шута по прозвищу "дон Хуан Австрийский"

Портрет придворного шута по прозвищу "дон Хуан Австрийский". Веласкес 1643 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанты Марии Терезии в 14-летнем возрасте

Портрет инфанты Марии Терезии в 14-летнем возрасте. Веласкес 1652-1653 г.

Веласкес, Диего. Крестьянский завтрак. Фрагмент

Крестьянский завтрак. Фрагмент. Веласкес Около 1618-1619 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанты Марии Австрийской

Портрет инфанты Марии Австрийской. Веласкес Около 1628 г.

Веласкес, Диего. Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу "Дитя из Вальескаса"

Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу "Дитя из Вальескаса". Веласкес 1643-1645 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанта дона Карлоса

Портрет инфанта дона Карлоса. Веласкес 1628 г.

Веласкес, Диего. Христофор Колумб представляет их католическим величествам Новый Свет

Христофор Колумб представляет их католическим величествам Новый Свет. Веласкес Вторая треть 17 века г.

Веласкес, Диего. Портрет придворного шута (Себастьяна Морры?)

Портрет придворного шута (Себастьяна Морры?). Веласкес 1645 г.

Веласкес, Диего. Портрет доньи Антонии Ипеньяррьеты с сыном

Портрет доньи Антонии Ипеньяррьеты с сыном. Веласкес 1631-1632 г.

Веласкес, Диего. Портрет принца Балтазара Карлоса в охотничьей одежде

Портрет принца Балтазара Карлоса в охотничьей одежде. Веласкес 1635-1636 г.

Веласкес, Диего. Портрет молодого испанца

Портрет молодого испанца. Веласкес 1630-1631 г.

Веласкес, Диего. Коронование Марии

Коронование Марии. Веласкес Около 1645 г.

Веласкес, Диего. Вышивальщица

Вышивальщица. Веласкес Около 1650 г.

Веласкес, Диего. Распятие

Распятие. Веласкес Около 1632 г.

Веласкес, Диего. Портрет дамы с веером

Портрет дамы с веером. Веласкес 1640-1642 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанты Маргариты в трехлетнем возрасте

Портрет инфанты Маргариты в трехлетнем возрасте. Веласкес 1653 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV. Веласкес 1655 г.

Веласкес, Диего. Портрет Филиппа IV в доспехах. Фрагмент

Портрет Филиппа IV в доспехах. Фрагмент. Веласкес Около 1628 г.

Веласкес, Диего. Конный портрет принца Балтазара Карлоса

Конный портрет принца Балтазара Карлоса. Веласкес 1634-1635 г.

Веласкес, Диего. Портрет придворного шута по прозвищу "Барбаросса"

Портрет придворного шута по прозвищу "Барбаросса". Веласкес 1635 г.

Веласкес, Диего. Портрет Марии Терезии

Портрет Марии Терезии. Веласкес 1652 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанта Филиппа Проспера

Портрет инфанта Филиппа Проспера. Веласкес 1659 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанты Маргариты

Портрет инфанты Маргариты. Веласкес 1653 г.

Веласкес, Диего. Кузница Вулкана

Кузница Вулкана. Веласкес 1630 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанта Балтазара Карлоса с карликом

Портрет инфанта Балтазара Карлоса с карликом. Веласкес 1631 г.

Веласкес, Диего. Конный портрет Филиппа IV

Конный портрет Филиппа IV. Веласкес Около 1634-1635 г.

Веласкес, Диего. Эзоп

Эзоп. Веласкес 1639-1640 г.

Веласкес, Диего. Вид Сарагосы

Вид Сарагосы. Веласкес Около 1647 г.

Веласкес, Диего. Евангелист Иоанн на Патмосе

Евангелист Иоанн на Патмосе. Веласкес 1619-1620 г.

Веласкес, Диего. Портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса

Портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса. Веласкес 1624 г.

Веласкес, Диего. Портрет дона Диего де Корраль-и-Арельяно

Портрет дона Диего де Корраль-и-Арельяно. Веласкес 1631-1632 г.

Веласкес, Диего. Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом. Фрагмент

Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом. Фрагмент. Веласкес Около 1645-1650 г.

Веласкес, Диего. Портрет папы Иннокентия Х

Портрет папы Иннокентия Х. Веласкес 1650 г.

Веласкес, Диего. Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе

Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе. Веласкес 1622 г.

Веласкес, Диего. Портрет матери Херонимы де ла Фуэнте

Портрет матери Херонимы де ла Фуэнте. Веласкес 1620 г.

Веласкес, Диего. Придворный карлик с собакой

Придворный карлик с собакой. Веласкес Вторая треть 17 века г.

Веласкес, Диего. Портрет Хуана Матеоса

Портрет Хуана Матеоса. Веласкес Около 1631-1632 г.

Веласкес, Диего. Мужской портрет

Мужской портрет. Веласкес 1635-1645 г.

Веласкес, Диего. Портрет придворного шута по прозвищу "Эль Примо"

Портрет придворного шута по прозвищу "Эль Примо". Веласкес 1644 г.

Веласкес, Диего. Св. Антоний, аббат и апостол Павел, отшельник

Св. Антоний, аббат и апостол Павел, отшельник. Веласкес 1635-1638 г.

Веласкес, Диего. Портрет Филиппа IV

Портрет Филиппа IV. Веласкес Около 1652-1655 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанта дона Фернандо Австрийского

Портрет инфанта дона Фернандо Австрийского. Веласкес 1632-1636 г.

Веласкес, Диего. Портрет придворного шута Хуана де Калабасаса

Портрет придворного шута Хуана де Калабасаса. Веласкес Около 1637-1639 г.

Веласкес, Диего. Портрет инфанты Маргариты. Фрагмент

Портрет инфанты Маргариты. Фрагмент. Веласкес Около 1654 г.

Веласкес, Диего. Портрет дворянина

Портрет дворянина. Веласкес Около 1623 г.

Веласкес, Диего. Менипп

Менипп. Веласкес 1639-1641 г.

Веласкес, Диего. Портрет Филиппа IV в охотничьей одежде

Портрет Филиппа IV в охотничьей одежде. Веласкес 1632-1633 г.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше


  .


       картины по номерам