|
Иван Иванович Шишкин
Ivan Ivanovich Shishkin
13.01.1832 Елабуга, ныне Татарстан - 08.03.1898 Петербург
Краткая информация:
В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.
Биография Ивана Ивановича Шишкина
Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Зрелость
В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни. Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока ). В Елабуге открыт дом-музей художника.
Известные картины Ивана Ивановича Шишкина :
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музеи с работами художника:
- Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул
- Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань
- Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир
- Вологодская областная картинная галерея, Вологда
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Поленово, Тульская область
- Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
- Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
- Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Ростов, Ярославская область
- Государственный Русский музей
- Государственный художественный музей Беларусии, Минск
- Государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа
- Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
- Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
- Киевский государственный музей русского искусства
- Киевский государственный музей русского искусства, Киев
- Кировский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома
- Краснодарский краевой художественный музей, Краснодар
- Луганский областной художественный музей, Луганск
- Львовская государственная картинная галерея, Львов
- Музей академии художеств, Санкт-Петербург
- Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
- Национальная галерея Армении, Ереван
- Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
- Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил
- Одесский художественный музей, Одесса
- Омский областной музей изобразительных искусств, Омск
- Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза
- Пермская государственная художественная галерея, Пермь
- Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плес
- Полтавский областной художественный музей, Полтава
- Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков
- Рязанский областной художественный музей, Рязань
- Самарский художественный музей, Самара
- Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
- Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов
- Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств, Смоленск
- Таганрогская картинная галерея, Таганрог
- Харьковский государственный музей изобразительных искусств, Харьков
- Частное собрание
- Челябинская областная картинная галерея, Челябинск
- Ярославский художественный музей, Ярославль
|
|