художник картина
Портрет Дмитрия Григорьевича Левицкого

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Dmitriy Grigorievich Levitsky

01.05.1735 Киев - 04.04.1822 Петербург

Из истории живописи: Классицизм

Картины Дмитрия Григорьевича Левицкого [16 картин]


Краткая информация:

В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769-70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772-76); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М. А. Дьякова-Львова», 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма («Екатерина II», 1783).

Биография Дмитрия Григорьевича Левицкого

По происхождению украинец. Наряду с Ф. С. Рокотовым и В. Л. Боровиковским — один из крупнейших российских живописцев-портретистов 18 в. Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос (изменивший фамилию на «Левицкий») — священник села Маячка (Полтавская область Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко [известны его иллюстрации к «Апостолу» и «Евангелию» (оба издания — 1737) и другие религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты] — был и первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкий-младший учился у А. П. Антропова. В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II.

Первые портреты

Первая достоверная из сохранившихся его работ — портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, за который Левицкому было присвоено звание академика (1769-70, Русский музей); стандарты парадного портрета века Просвещения, с плодами трудов (в данном случае — чертеж здания Академии художеств), на которые гордо указывает герой образа, освоены тут уверенно и мастеровито. Та же схема использована в портретах А. М. Голицына (1772) и П. А. Демидова (1773; оба — в Третьяковской галерее); последний привлекает не только своей «домашней» непринужденностью, но и совершенством колорита, виртуозной передачей шелков и атласа костюма в излюбленной Левицким гамме серебристых и красноватых тонов. Выразительный образ делового человека из низов создан в портрете Н. А. Сеземова, богатого откупщика из крепостных (1770, там же).

Лучшие работы художника

В 1771-87 мастер руководил портретным классом Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института, «смолянок», — Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской, А. П. Левшиной, Н. С. Борщовой, Е. И. Молчановой, Г. И. Алимовой (1772-76, все — Русский музей). В характерной для эпохи манере классицистическая риторика поз, жестов, атрибутов сочетается тут с чувствительностью рококо, с зыбкой стихией душевной жизни. Смолянки, представленные в рост — в одиночку, реже попарно — музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. Успеху «представления» способствует изысканная гармония оливковых, розовых, палевых, серебристых и черных тонов.

К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерные, погрудные, еще более непринужденные портреты Д. Дидро (1773-74, Музей искусства и истории, Женева), М. А. Дьяковой-Львовой (1778), У. Мнишек (1782; оба — в Третьяковской галерее). Напротив, портрет Екатерины II как законодательницы, представленной в античном храме богини Правосудия (1783, Русский музей и др. варианты), торжественен и аллегоричен, выражая тот же идеал просвещенной монархии, который воспевал Г. Р. Державин [описывая волшебное явление «Фелицы», «богини или жрицы», которая подобна «мечте стоящей»; писатель в своем «Видении мурзы» (1783-84) вдохновляется картиной Левицкого].

Камерный портрет Н. И. Новикова, герой которого как бы обращается к зрителю с философской проповедью [1797 (?), Третьяковская галерея], несомненно, связан с масонскими убеждениями художника (к концу 1790-х он стал членом ложи «Умирающий сфинкс»). Последняя датированная работа мастера — портрет брата, священника Петра Левицкого (1812, там же). Спад мастерства в позднем творчестве художника был обусловлен прогрессирующей слепотой.

Известные картины Дмитрия Григорьевича Левицкого :

Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. Левицкий

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II

Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. Левицкий

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова

Портрет А. П. Левшиной (воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц). Левицкий

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет А. П. Левшиной (воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц)

Портрет Е. И. Нелидовой (воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц). Левицкий

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Е. И. Нелидовой (воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц)

Портрет Н. С. Борщовой (воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц). Левицкий

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Н. С. Борщовой (воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц)

Портрет Екатерины II. Левицкий

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II

Портрет Екатерины II. Левицкий

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Левицкий

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия

Портрет императрицы Екатерины II. Левицкий

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет императрицы Екатерины II

Музеи с работами художника:


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше


Полезное:


       картины по номерам